Социальное значение Чая. ( Главы из книги А.П.Субботина "Чай и чайная торговля" ( СПб., 1892г.))

.. Общественное значение чая  весьма велико. Подобно тому, как он получил права гражданства в религиозных церемониях Китая он также быль введен и в круг сложного придворного этикета, а также при дипломатических сношениях...

Как и следовало ожидать это, так сказать, этикетное значение чая ведет свое начало от китайцев, у которых чай был одним из необходимых элементов в известных Китайских церемониях Не только при дворе, но и в частных домах и в деловых сношениях, начинали с того что усаживали посетителя и подавали ему чашку чая и только после того как он ее выпьет, вступали в беседу. Аналогичное явление можно наблюдать в ритуале и других народов: у турок, арабов и др., вместо чая подают кофе и трубку, у индейцев раскуривают трубку, когда приступают к переговорам и т. д. Из Китая чайный этикет распространился и в других азиатских государствах, кроме Турции и других отдаленных от Китая кофейных стран.

Это же обыкновение привилось и в России; у нас многие деловые беседы принято вести за чаем, причем часто бывает так, что не начинают и разговора прежде, чем не начнется чаепитие («вот подадут чайку и потолкуем») – и это не только в коммерческих делах, но и при переговорах о делах семейных, общественных и т. п.

С точки зрения социальной в собственном смысле – потребление чая отразилось целым рядом полезных воздействий на человека и на его общественную деятельность. Всем известно, что чай способствует общительности в широком смысле, что без него многие общественные собрания теряют значительную часть своей притягательной силы, при чем чувствуется даже какая то пустота.

Да и вообще дознано долгим жизненным опытом, что чай сообщает мирное настроение, смягчает общественные нравы. После чая человек делается как-то мягче, добрее, что заметно особенно на людях желчных. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представляются менее обостренными, в более мягком свете; многие ссоры иногда совсем прекращаются после нескольких стаканов чая. Как можно судить из сказанного выше, чай обладает способностью разгонять скуку, оживлять беседы, сокращать томительное ожидание. Для рабочего человека чаепитие часто представляет единственное удовольствие и своего рода гурманство. Чай в отличие от вина успокаивает человека, вводит его в норму, тогда как вино приводит человека в неровное настроение и часто возбуждает страсти.

Все эти, так сказать, социальные достоинства чая делают его драгоценным подспорьем для правильного течения общественной жизни.

У нас в России чаепитие еще мало развито в крестьянской массе, а потому еще и не приносить всей той социальной пользы, на которую можно бы было рассчитывать; но во всяком случае оно делает более сносной общественную жизнь, делает настроение менее пессимистическим, помогает и без того терпеливому русскому народу легче переносить разные житейские испытания, примиряя многих с неприглядной и удручающей обстановкою их быта.

Распространение чаепития в России сопровождалось очень характерным явлением, какого в других странах не замечалось. У нас почти по всей Руси великой, главным образом в великороссийских губерниях и даже у инородцев, вошло в обычай просить при каждом удобном случае «на чай, на чаек», и немного осталось местностей, где еще по старинному просят «на водку». Прежде, до начала нынешнего столетия, просили на водку, на вино, а потом мало по малу это выражение заменилось более деликатной просьбой «на чай», и сложилась поговорка «ныне и пьяница не просит на водку, а все на чай».

Можно с достоверностью предположить, что прежде всего просьба на чай распространилась в среде ямщиков, а потом уже перешла и в другие рабочие слои русского общества.

Давать на чай ямщикам вошло как бы в обязанность проезжего и составляет как бы одно из звеньев русского обычного права; это настолько укоренилось, что для лиц, едущих по казенной надобности и не платящих прогонов, было даже установлено законом давать прибавку ямщикам. Отказ в этом признается чем-то неестественным, невероятным, и лица отказывающиеся подвергаются нареканиям.

С развитием торгового движения и общественной жизни, рядом с ямщиками, самое коренное свое распространение чайная подачка получила в среде прислуги гостиниц, ресторанов, трактиров и т. п., потом перешла и в другие низшие слои населения; на чай получают также все лица, нанятые для каких либо услуг, как обычную прибавку к договоренной заработной плате, а также лица оказывающие мимолетные услуги в роде швейцаров, лакеев, посыльных, носильщиков и т. п. При этом термин «на чай» для всего этого люда стал общим для всей России, тогда как у ямщиков некоторых местностей еще сохранился термин «на водку, на горилку», как, например в белорусских и малорусских губерниях. Эта условная форма косвенного вознаграждения за необязательную недоговоренную работу получила такое значение, что известный немецкий ученый Иеринг посвятил ему особую большую монографию. В России эта форма имет три оттенка: 1)дають на чай, как добавочную полюбовную плату к выговоренной уже плате за особенное старание (напр. ямщикам и извозчикам за то, что хорошо ехали), но в некоторых случаях эта необязательная форма обращается в обязательную (напр. в театрах и др. местах за сбережение платья; 2) как прямая плата за услугу, но неопределенная заранее количественно, а только подразумеваемая (как напр., комиссионерам, посыльным, носильщикам и т. п.); 3) в смысле праздничных денег («с праздником» разным служащим лицам, работникам и т. п.). В совокупности все эти «чаи» составляют весьма крупную сумму и значительный процент в бюджете (доходящий до 1-5%). Но для нас важен самый термин «на чай», доказывающий – какое серьезное значение придается этому напитку, благородным названием которого прикрываются более низменные цели. Было бы наивно, конечно, полагать, что «чаевые деньги» действительно идут на потребление чая. Этим термином прикрывают часто желание сорвать что-либо с «барина», «выпить водки» и пр.; только эти желания замаскировываются употреблением всуе слова «чай»...
С социальной точки зрения нельзя не признать широкого значения чая, как могущественного фактора в борьбы с алкоголем и с другими зловредными формами потребления, угнетающими современное культурное человечество. Распространение потребления чая хотя медленно, но упорно стесняет сферу влияния спиртных напитков, а это влечет за собой не только сбережение народных сил, но косвенно делает народ более сознательным, более способным к участию в общественных делах. При сокращении потребления алкоголя и с увеличением потребления чая, люди делаются более здоровыми, а следовательно и более годными элементами для общественной жизни, более восприимчивыми к хорошим влияниям, что так дорого для устройства более нормальных отношений между людьми, особенно в наш нервный век, когда контингент измученных жизнью все увеличивается.

Потому-то первой задачей обществ трезвости должна быть забота о распространении чая, как противовеса пьянству, об устройстве чайных заведений для народа, что с каждым годом все более входит в сознание разных общественных групп. Ученые и статистики установили тот факт, что продолжительность жизни выше для тех, кто пьет только чай и не употребляет крепких напитков. Равным образом и наклонность к самоубийствам, к сумасшествию и к совершению преступлений, сильно возрастающая от употребления крепких напитков, очень незначительна для тех групп и лиц, которые употребляют только чай.

Все ученые, занимавшиеся вопросом об алкоголизме, единогласно указывали на необходимость целого ряда общих коренных мер против этого зла, и в числе этих мер выставлены такие, как облегчение налогов с менее вредных напитков, в роде чая, с целью их удешевления и большего распространения. И действительно, как только принимаются какие-либо меры для ослабления алкоголизма – в то же время возрастает потребление чая. Это подтверждается, например, тем, что возрастание это сильнее в той стране, где правительство всего энергичнее боролось с пьянством, – в Англии...