5 День 5 Луны - Праздник Середины Лета, Ся Цзе.

23 июня 2012 года - 5 День 5 Луны - Праздник Середины Лета, Ся Цзе - Фестиваль лодок - Драконов.

Пятый день пятой Луны по времени близок к Летнему СолнцеСтоянию. Это время завершение одной фазы цикла года и поворота на следующую. В момент поворота года необходимо соблюдать внимательность и аккуратность, не допустить заразу ни в дом ни в тело. Поэтому у многих народов в это время проводятся обряды омовения и очищения.

Необычайно поэтичны и изысканны способы "избавления от пяти отрав", ритуалы очищения, проводимые в древнем Китае. Первый - омовение настоем из орхидеи, который обладает свойством изгонять дух эпидемий. Поэт Цюй Юань в строфах "Чу Цы" восхищается ароматом этого настоя. В "Записках о ритуале" говорится: "В пятый День пятой Луны собирают орхидею для омовения". По поверьям многих народов, полынь и мята также изгоняют яды. Из них готовят ароматные отвары, делают амулеты. Из трав делают фигурки человечков и подвешивают над дверями, чтобы изгонять ядовитое дыхание-ци.

Маньчжуры в пятый День пятой Луны совершают обряды и моления о защите от болезней. Согласно легенде, давным-давно Небесный владыка послал своих чиновников в мир людей в виде старцев, продающих дешевое масло. На базаре возник большой ажиотаж, все стремились приобрести его, только один старик спокойно стоял в стороне. Ему-то небесный чиновник и доверил свой секрет: "Вижу, ты хороший человек, - сказал посланец Небесного владыки. - Сегодня вечером Дух эпидемий спустится на землю и принесет чуму. Воткни над балкой в своем доме пучок полыни, тогда можешь избежать заболевания". Старик рассказал об этом своим соседям, они воткнули полынь под крыши домов, и дух болезни не смог причинить никому вреда.

С древних времен, небезосновательно, считается, что яды и отравы могут первым делом появится в воде в это время. Вода - субстанция инь, та самая, что портит целостность ян. Поэтому праздник пятого Дня пятой Луны ночью было запрещено доставать воду из колодца. В одном из текстов говорилось: "В пятый День пятой Луны не брали воду из колодцев и источников и поэтому за день до Праздника все собирались, чтобы набрать воды". 

А вот роса утром пятого Дня пятой Луны является целебной. Если умыть ею лицо, кожа станет чистой и здоровой, а глаза обретут ясность. 

Есть еще одна примета на праздник Двойной Пятерки. В древние времена верили, что дождь в этот день - это бесовское снадобье, которое несет болезни. Соответственно, солнечная погода - к счастью и катастроф в ближайшем будущем не предвидится. По факту, в Китае примерно со времени Летнего СолнцеСтояния начинается сезон дождей и весьма тепло, что создает идеальные условия для развития всякой гадости и плесени, инфекционных и вирусных заболеваний, молниеносно распространяющихся среди людей. Поэтому с ними заранее борются разнообразными мистическими способами.

Одно из самых любопытных преданий связано с именем великого поэта Цюй Юаня, которого чтят в этот день. Цюй Юаня жил в царстве Чу, в эпоху Чжунь Го - Воюющих царств (475 -221 гг. до н. э). Будучи человеком возвышенных устремлений, он посвятил свою жизнь службе при дворе императора. В должности помощника канцлера он начал реорганизацию чиновничьей структуры, однако правитель Хуай Ван поверил клевете и изгнал его, после чего Ци Юань утопился.  
Друзья и соратники Цюй Юаня устремились на лодках ему вслед, но так и не смогли спасти. Чтобы отогнать от него прожорливых тварей и злых духов, они громко били в барабаны и шлепали веслами по поверхности воды и кидали в реку рис. Однако, ближе к ночи, спасателям явился дух Цюй Юаня и сказал, что рис, предназначенный ему в пищу, перехватывает речной дракон, поэтому пусть они отныне кладут рис на кусок шелка, и сворачивают его треугольником и обвязывают цветными нитками. Отсюда пошло традиционное блюдо - цзунцзы, пирамидки из клейкого риса с начинкой, завернутые в бамбуковые или виноградные листья. 

Во времена династий Сун и Тан были даже "пирожки для прибавления ума". Их ели не только в собственной семье, но также дарили друзьям и родственникам. Ныне же эти цзунцзы можно приобрести в любом магазине, китайцы с удовольствием их дарят друг другу на праздник и вкушают, памятуя о знаменитых предках. 

Со времен Цюй Юаня, а возможно и задолго до этого на праздник Двойной Пятерки люди собирались вместе и устраивали соревнования на лодках в форме Дракона. Скорее всего, этот обычай восходит к обряду почитания Дракона, как первопредка, олицетворения Неба. 

Эта традиция прошла сквозь века и стала необычайно популярна в наши дни. Фестивали Драконовых лодок проходят по всему миру. Это очень красочное и радостное событие с музыкой, танцами, фейерверками и вкусной едой. Обычно, команду лодки составляет 16-20 человек, которые сидят по парами. На носу лодки рядом с головой Дракона располагается барабанщик, который задает ритм, синхронизирующий движения весел. Барабан, реже гонг - это сердце Дракона. 

Для гребцов важна не столько физическая сила, сколько умение действовать слаженно, различать среди множества шумов ритм своего барабана. Что, собственно и составляет суть совместного прохождения поворотной точки в году.